Конгрессно-Выставочная Компания «ИМПЕРИЯ»
Главные форумы страны на главных выставках России
Офис: +7(495)730-79-06, +7(812)327-49-18
Отдел продаж: +7(495)414-12-32
Итоги VI Всероссийской Конференции «Формула успеха продуктового магазина»
Опубликовано: 16.02.2022
В рамках Международной выставки «Продэкспо 2022» прошла Шестая Всероссийская Конференция «Формула успеха продуктового магазина».

10 февраля 2022 года в рамках крупнейшей российской продовольственной выставки «Продэкспо» прошла Шестая Всероссийская Конференция «Формула успеха продуктового магазина». Соорганизаторами мероприятия выступили Конгрессно-выставочная компания «Империя Форум», АО «Экспоцентр» и дирекция выставки «Продэкспо».
Конференция была ориентирована в первую очередь на собственников и управляющих малой розницы и небольших магазинов. В мероприятии участвовало более 100 представителей сферы розничного рынка: предприниматели и топ-менеджеры сетей и магазинов, управляющие, линейные руководители отделов, категорийные менеджеры со всей России, представители отраслевых союзов и ассоциаций. Мероприятие освещали индустриальные СМИ.

Конференция состояла из двух параллельных потоков. В конференционном зале обсуждались вопросы, касающиеся потребительских трендов, механизмы наращивания числа покупателей, инновационных решений и обновления форматов розничных магазинов. На обсуждение была вынесена проблематика управления ассортиментом и ценовой политики, конкуренции с федеральными сетями, сокращения издержек и, конечно же, развития онлайн-торговли.

Во втором зале прошел практикум, посвященный мерчендайзингу магазинов. Он в основном был акцентирован на организацию планирования магазинов и подготовке планограмм. Провела авторский семинар Екатерина Богачева, основатель Академии мерчендайзинга, признанный эксперт в области магазиностроения в России и СНГ.
Открытие и приветствие делегатов от организаторов шестой Всероссийской конференции
«Формула успеха продуктового магазина»
Приводим наиболее яркие цитаты спикеров Конференции:
Виктория Давитаиа, ГФК Русь
Вопросы делегатов конференции
Виктория Давитаиа, GfK Rus:

«Темпы роста рынка FMCG рынка замедлились. Если основным фактором его роста в стоимостном выражении является размер чека в рублях (+7%), то частота покупок продолжает снижаться - почти на 3%. В структуре ритейл-рынка происходят заметные сдвиги, когда с одной стороны, гипермаркеты продолжили падение, а рост доли «магазинов у дома» тоже замер.

Зато на 46% за 2022 год увеличилась доля оборота в e-commerce. Этот канал и хард-дискаунтеры активно привлекают покупателей, перераспределяя в свою сторону затраты со всех каналов продаж. И хотя онлайн пока наиболее популярен в основном в Москве и Петербурге, в регионах интерес к e-commerce продолжает расти, но в натуральном выражении лидерство жестких дискаунтеров более очевидно. Они привлекают своими более выгодными ценами и специализируется на товарах в большой семейной упаковке.»

Выступление Елены Шишовой, Ромир
На аналитической сессии
Елена Шишова, Romir:

«Российский покупатель находится в условиях нестабильной макроэкономической среды, что приводит к усилению стресса и, безусловно, влияет на покупательское поведение. И трансформация образа жизни людей, в частности, потребление, сами покупки являются способом борьбы со стрессом. Но от ритейлера уже ожидаются не просто низкие цены, или удобство и ассортимент, а еще и атмосфера. Ведь сам процесс приятности покупки – это тоже способ борьбы со стрессом.

Главными темами, которые волнуют потребителей сегодня являются постоянный рост цен, инфляция и низкие зарплаты. Встревоженность именно этими моментами, как показывают наши исследования, нарастает год от года. Даже качество медицины и пресловутая пандемия имеют более низкий процент беспокойства. Дошло до того, что вынужденная экономия коснулась покупки лекарств. В то же время, как это ни парадоксально, 75% россиян считают себя счастливыми.»

Вопросы делегатов из зала
Выступление Ирины Болотовой, Jos de Vries The Retail Company Russia
Ирина Болотова, JosdeVries The Retail Company:

«Несколько пожеланий руководителям и управленцам розничных сетей. Рознице важно определиться, кто ваша целевая аудитория, что ей важно, чего не хватает, почему один покупатель приходит именно к вам, а другой - к конкурентам. В сложившейся конкурентной среде просто необходимо отличаться и меняться. Найдите, показывайте и улучшайте свои ценности и свои УТП. Кроме этого, розничный магазин должен просто нравиться: понятной планировкой, приятной атмосферой в торговом зале, свежими и вкусными продуктами. Наконец, вы должны расти, а для этого нужно постоянно развиваться, улучшаться, работать с сервисами и ассортиментом в битве за симпатию покупателей к вашим магазинам.» »
Выступление Руслана Соловьева, Градусы всего мира
Вопросы делегатов конференции к спикерам
Павел Андрющенко, сеть Зеленое яблоко
Руслан Соловьев, «Градусы всего мира»:

«В быстро меняющейся реальности, где и потребительское поведение так же изменчиво, консолидация ритейла - одна из быстрых в мире, а граница между физическим и цифровым миром стирается.

Как быть магазину успешным в этой ситуации? СТМ захватывает долю продаж, уменьшая долю брендов производителей – а что делать региональному производителю?

Опыт успешного развития западных и восточных ритейлеров в этой ситуации показывает: нужно отличаться. Только ваши различия в ассортименте, коммуникации с покупателями, нестандартный подход к бизнес-процессам дадут возможность преуспеть. И, конечно, эмоции, положительный покупательский опыт - все это плюс к вашим «нестандартным» действиям. И последнее: будьте везде, где находится ваш потенциальный покупатель - офлайн, онлайн, в телефоне, на планшете. Ведь онлайн социализация - это то, без чего ваши старания в успешности - призрачны.»


Павел Андрющенко, сеть «Зеленое Яблоко»:

«По моему мнению, несмотря на развитие крупных продуктовых форматов сетей, присутствие и экспансию федералов, все же региональная розница достаточно уверенно чувствует себя внутри рынка. Для нас очевидно, что слабые стороны федеральных сетей являются сильными сторонами региональных и наоборот. В большей степени региональная розница верно понимает нынешнее настроение покупателей. Что касается «Зеленого яблока», то сервис для нас начинается с отношения. Атмосфера, созданная для покупателя у нас - это наш главный приоритет. Поэтому мы даже наших клиентов называем не посетителями, не клиентами, а гостями. Однако мы видим важным работу по усилению автоматизации бизнес-процессов, внедрению новых систем анализа и управления.»
Валерия Сидорова, METRO
Валентин Глухов, сеть Зеленая улица
Валерия Сидорова, METRO:

«Для увеличения прибыльности своей сети или магазина в регионах работайте над такими инструментами повышения маржинальности, как KVI список, над программами активного проведения маркетинговых мероприятий.

Вводите уникальный и сезонный ассортимент, повышайте качество работы персонала и сервиса. Немаловажным являются такие аспекты вашей работы в качестве управленцев, как организация кросс-мерчандайзинга, различных промо-активностей. Обратите также внимание на импульсные покупки, категорийный баланс, да и на многие другие инструменты маркетинга.»⠀

Александр Шубин, myRetailStrategy:

«Не нужно бояться конкуренции с федеральными сетями. Стоит помнить, что все крупные компании когда-то были малым бизнесом. И сегодня даже на фоне огромной конкуренции, например, в США на гиперразвитом розничном рынке средние и малые компании занимают 40% рынка. У вас, как у локальной небольшой компании всегда есть конкурентное преимущество: в ценности, но не в смысле цены на товар, а в смысле ценностного предложения. И это только ваше преимущество, только вы можете его сделать уникальным. Цель любой организации в создании и наращивании ценности для заинтересованных участников. Особенно - для клиентов. Например, ценность сети «Светофор» - самая низкая цена на рынке, у «Глобуса» - самый большой выбор как среди категорий, так и внутри самих категории. У «Пятерочки» акцент на удобство покупки, экономию времени. У «Галамарт» - быстрое обновление, а у «ВкусВилл» - специальный ассортимент. А какая ценность у вашего магазина?

Развитие e-commerce и цифровая трансформация бизнес-моделей, пандемия, консолидация рынка и усиление конкуренции – это тренды. Покупательский опыт сжимается и умещается в смартфоне - в точку сингулярности бизнес-модели. Но в гонке цифровой трансформации важно не забыть о сути бизнеса. Он создании ценности. Существует много примеров, когда розница и без цифровых технологий устойчиво развивалась. И ключевой вопрос, как же конкурировать с большими компаниями, заключается в том, какую ценность вы создаете для покупателей и какой покупательский опыт они получают: следуйте не за конкурентами, а за покупателями!»



Выступление Анны Тищенко. Retail Practical
Общение с делегатами и ответы на вопросы спикера
Анна Тищенко, Retail Practical Management:

«Сегодня, когда классические продовольственные форматы уступают новым концепциям e-commerce, fiх-price или жестким дискаунтерам, пришло время более активных управленческих подходов в традиционной рознице. Разработка программ лояльности, внедрение методов аналитики, основанных на понимании психологии поведения покупателей – часть инструментария категорийщика.

Небольшие магазины и сети должны постоянно меняться, опережая федералов пусть не на уровне высокозатратных технологий, но хотя бы на уровне идей. Нужно понимать, что новые идеи в области ценообразования и ассортимента, которые вы внедряете в магазине или сети, быстро устаревают. Поэтому нужно придумывать постоянно что-то новое. Моя рекомендация: вовремя «отпустите» то, что уже придумали и внедрили, и спокойно идите дальше. Пусть разработанные вами подходы использует все участники рынка. А вы придумаете что-то уникальное, новое, свое. Будьте открытыми и щедрыми»

Екатерина Богачева, Основатель Академии мерчендайзинга, ведет авторский семинар
Зал семинаров по мерчендайзингу розничного магазина
На сессии в зале семинаров по мерчендайзингу продуктовой розницы
Екатерина Богачева, Академия мерчендайзинга:

«Как заставить купить покупателя то, что он не планировал покупать, чтобы он купил еще и как можно больше? Предположим, покупатель пришел за сметаной, кефиром, хлебом. Надо по пути к этим продуктам поставить йогурты и десертные продукты, чтобы он купил то, что ему не надо, но то, что привлекает его внимание, потому что вкусненькое, потому что сладкое, красиво упаковано. И если лежит в корзине хлеб, кефир, то десерт его уже интересовать не будет. Тоже самое и с хлебом.

Поэтому покупатели долго и ходят по магазину: грамотные мерчендайзеры словно бы за руку водят своих покупателей по магазину, чтобы они прошли через все товары – и нужные, и ненужные. А управление покупателем идет через расстановку товаров, через расположение стеллажей по левую руку, через освещение, запах, музыку и так далее.»

Седьмая Всероссийская Конференция «Формула успеха продуктового магазина» пройдет в 2023 году в рамках международной выставки «Продэкспо 2023».