Нужно понять, «где мы находимся», обозначить точки координат. Это даже не теория, а обозначение системы высокого уровня. Бывает 4 стандартных типа развития кризиса: «V», «U», «L» и «X-образный». «V» и «U» - это быстрое падение и быстрое восстановление, в «U–образном» есть еще небольшое плато, задержка перед восстановлением. Мы эти кризисы наблюдали в 1998 и 2008 годах. Преимущества такого рода кризисов - что они относительно короткие. Кто переждал, пережил с помощью своих запасов и ресурсов, в принципе дальше продолжают жить в той же самой парадигме и бизнес-модели. «L-образный» тип – быстрое падение, долгое плато, медленное и постепенное восстановление (кризис 2014 года). Его отличие в том, что уже пересидеть на старых моделях не удается, и если кризис затронул ваш сегмент экономики, то приходится перекраивать бизнес-модель. Последний, «Х-образный» кризис: его особенность в двух ветках – одна падающая, а другая возрастающая, и это существенно. Получается, чтобы выстроить устойчивую оргструктуру компании, нужно понять, в каком типе кризиса мы находимся.
Сергей Елисеев, Независимый директор, Президент, Союз независимых экспертов; Член Экспертного Совета по корпоративному управлению, Институт экономики РАН