Конгрессно-Выставочная Компания «ИМПЕРИЯ»
Главные форумы страны на главных выставках России
8(495) 730 79 06, 8(812) 327 49 18
(многоканальный)
В Москве прошел XIV Всероссийский Форум «Инновационные технологии и оборудование в молочной промышленности»
Опубликовано: 8.10.2019
7 октября 2019 г. завершил свою работу XIV Всероссийский Форум «Инновационные технологии и оборудование в молочной промышленности». Генеральным партнером выступил АО «Экспоцентр» и выставка «АГРОПРОДМАШ».

Организатор Форума - КВК «Империя».

Мероприятие традиционно стало составной частью официальной деловой программы выставки «Агропродмаш». В нем приняли участие свыше 350 представителей рынка: руководители молокоперерабатывающих предприятий, производители оборудования и разработчики систем автоматизации, поставщики ингредиентов, маркетологи, СМИ, представители профильных Ассоциаций, Союзов и НИИ.

В основу программы лег анализ 95 проведенных интервью с представителями молочной сферы, материалы СМИ и отраслевых Союзов и объединений. Программа состояла из нескольких блоков, в каждом из которых были сгруппированы выступления спикеров по наиболее сложным и проблемным вопросам переработки молока и реализации готовой продукции.
Регистрация делегатов на Форум
Форум был посвящен сложным проблемам молокоперерабатывающего рынка, внедрения системы «Меркурий», трендам на молочной рынке, конъюнктуре, финансовому положению индустрии. Важнейшим источником изменений молокоперерабатывающих предприятий являются потребители, которые задают тон технологам и производителям молочной продукции, а они в свою очередь диктуют свои потребности производителям и поставщикам молокоперерабатывающей техники. Обсуждению этих принципиальных связок, влияющих на молочную индустрию, так же посвящен Форум.

На открытии Форума Андрей Подлеснов, Генеральный директор КВК «Империя Форум», отметил: «Молочный рынок не только России, но и всего мира стремительно меняется. Практически каждый год появляются новые технологии, которые призваны с одной стороны, снизить себестоимость производства, а с другой – не снизить качество и наращивать объемы производства. У отрасли появляются новые рынки, ниши, причем не только в странах СНГ. Нам все больше открывается Китай, что было зафиксировано весной этого года на переговорах между лидерами России и Китая. В то же время развитие индустрии происходит на фоне дефицита молока и усиления государственного контроля и в целом нагрузки на бизнес.
Алексей Алексеенко,Россельхознадзор
Так или иначе, но с 1 июня 2019 года система ветеринарной сертификации начала работать, «Меркурий» запущен как система в реальном секторе экономики. Дальнейшая цифровизация, по замыслу, поставит под контроль каждый бизнес-процесс производства молочной продукции: от фермы до прилавка. Это очень важное для рынка нововведение, которое мы обязательно обсудим на форуме. В то же время, как считают производители, в России фактически отсутствует прозрачная и адекватная система финансирования и поддержки со стороны государства. В итоге каждый переработчик выживает, как может. Один из ключевых способов противодействия трудностям – борьба с издержками и повышение эффективности: как на стадии поставки молока, его переработки, так и поставки в сети»
Приводим наиболее яркие цитаты спикеров Форума:
Артем Белов, Союзмолоко, открытие Форума
Иван Федяков, INFOLine
Андрей Белов, Союзмолоко:
«В России идет не первый год падение доходов людей. А это, как мы понимаем, важнейший фактор, который определяет объемы потребления молочных продуктов. И фактор этот негативный. Но в то же время идет процесс восстановления объема потребления. При этом к основному фактору роста в 2019 г. я бы отнес повышение производителями качества продукции и снижение фальсификата. Еще один важный тренд в индустрии – это снижение доли немолочных жиров в молочной продукции. Причины заключаются в росте производства сырого молока. Кроме того, этот и ряд других фактором обеспечивают благоприятную ценовую конъюнктуру в сырьевом секторе».

Светлана Проданова, Минпромторг
«в 2017-2018 годах по программе поддержки спроса на российское пищевое оборудование было предоставлено субсидий производителям на 1,4 млдр рублей. Их получили более 50 предприятий. Например, были построены молочные заводы в Невинномысске и Северодвинске, установлены линии по розливу продукции на различных российских предприятиях, субсидировались новые разработки. По стратегии развития пищевого машиностроения до 2030 года планируется финансировать стимулирование внутреннего спроса и новых разработок, поддерживать экспорт и проводить ряд других стимулирующих мероприятий».

Иван Федяков, INFOline
«Рост розницы за 1 половину 2019 года составил 2,8%. В то же время снижается на 20% потребление молока в среднем ценовом сегменте. Не очень положительное отношение участников рынка сложилось в отношении внедренной системы «Платон». А по опросу ведущих производителей питания в России, 56% ответили, что к системе относятся отрицательно. Самыми топовыми сетями по итогам этого периода остаются «Лента», «Магнит» и «Перекресток». А вот лидером по переработке и поставке молока – Danone и PepsiCo».
Михаил Мищенко, Гененральный директор, Dairy News и Центра изучения Молочного рынка
Татьяна Ткаченко, Danone Russia&CIS
Алексей Груздев, Стреда консалтинг
Михаил Мищенко, Центр Изучения Молочного Рынка
«В мире молокопереработки и потребления есть несколько глобальных тенденций. В настоящее время мы наблюдаем тенденцию к снижению потребления молочной продукции не только в России, но и во всем мире. 24% людей в мире стало употреблять его меньше. Ещё один тренд: так как в России сокращается население, внутренний рынок, платежеспособный спрос и растет налоговая нагрузка, на первый план выходит экспорт молочной продукции. То есть можно именно с этой стороны рассчитывать на поддержку государства производителей молочки. Ещё один тренд - это борьба с заменителями молочного жира. Это повсеместный тренд и в России, и в мире»

Татьяна Ткаченко, Danone, Russia&CIS
«На ценниках в наших сетях внезапно стали появляться аббревиатуры БЗМЖ и СЗМЖ. Это итог тенденции. По Постановлению Правительства РФ от 28.01.2019 № 50, в торговом зале или другом месте продажи выкладка молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должны осуществляться так, чтобы покупатель мог четко визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира и с заменителем».

Алексей Груздев, Streda Consulting:
«Производители молокосодержащей продукции сегодня формируют дополнительный спрос на молочный жир и сухое молоко в сегменте b2b, в то время как большинство потребительских категорий продолжает падать. Сокращение потребительской активности на фоне падения доходов проявляется в снижении потребления, прежде всего, традиционной молочной продукции. А это 75% денежного объема рынка молочной продукции. При этом потребление современных категорий «молочки» растут. Импорт стабильно снижался и в 2018 г. находился на исторически минимальных уровнях, однако в 2019 г. может показать рост прежде всего за счет поставок из третьих стран».
Елизавета Шарипова, MegaResearch
Анастасия Пирязева, Gfk Rus
Дискуссия на Форуме
Анастасия Пирязева, GfK Rus:
«Расходы домохозяйств на покупку товаров FMCG в июле 2018 - июне 2019 гг., которые включают в себя и молочную продукцию, составили 13 422 рубля в месяц и 161 062 рублей в год. Рост по объему покупок показывают молочные напитки, творог и сливочное масло. Продолжается тренд на «безмолочную» продукцию. Потребитель отдает предпочтение продуктам с растительной основой, заменяя ими классическое молоко, кисломолочные продукты, йогурты. Наблюдается тренд на персонализацию продукции. Растёт потребление сыров с плесенью – бри, камамбера, горгонзолы. Число покупателей достигло 6,6 млн российских семей».

Елизавета Шарипова, MegaResearch
«Прогноз экспорта российского молока таковы: объем экспорта в 2019 году должен достичь в денежном выражении 300 млн долларов. (это 700 тыс. тонн товарной продукции). А планируемый экспорт к 2024 году может вырасти уже до 800 млн долларов, что составит около 1,9 млн тонн молока в товарном выражении. Возможные направления экспорта: Китай, Иран, Казахстан, ОАЭ и Египет».

Дмитрий Матвеев, ГК «КАБОШ»
«Доля республики Беларусь в импорте сыров в Россию достигает 84%. Но именно сыр сегодня является лидером FMCG-рынка по недоверию со стороны потребителя, обогнав даже колбасу. Потребитель недоволен качеством, составом и вкусом сыра. Перед сырной полкой потребитель испытывает скорее стресс, а не удовольствие от выбора. А главная проблема – это фальсификат сыров. Решить ее можно следующими мерами. Это законодательное разделение на полке сыров и сырных продуктов, введение «драконовских мер» и ужесточение ответственности за фальсификацию, вплоть до уголовной, торговые сети должны быть заинтересованы в качестве продукции и нести ответственность за продажу фальсифицированной продукции. Проблема №1 в России - отсутствие комплексной, долгосрочной государственной поддержки сыроделия как индустрии. В частности, нужны долгосрочные программы развития, как молочного животноводства, так и сыроделия, с горизонтом не менее 15 лет».
Дмитрий Матвеев, Президент ГК Кабош
Ирина Лысанова, Инжсинтез-Химпром
Алексей Бунеев, ОMRON
Денис Казанников, Российский Экспортный Центр
«По Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 предусмотрено увеличение экспорта продукции АПК до 45 млрд долл. США к 2024 г. Прорывной сценарий наращивания экспорта потребует выделения из федерального бюджета дополнительных ассигнований. Кроме того, Российский Экспортный Центр запускает проект, позволяющий российским производителям размещать свою продукцию на локальных маркетплейсах Китая, имеющих более широкий охват нежели международные торговые площадки. Например: JD.com-Kaola.com, Tmall.com-Taobao.com, Pinduoduo.com, Epinduo.com, VIP.com и так далее»

Ирина Лысанова, Группа Компаний Ижсинтез-Химпром
«На современных молочных предприятиях необходимо применять как профессиональные, так и базовые сырьевые моющие средства. Эффективность мойки молочного оборудования, а значит, и его безопасность при обработке молока, зависит от многих факторов: эмульгирующей способности, более эффективного растворения всех видов загрязнений, предотвращения повторного осаждения загрязнений на обрабатываемой поверхности, связывания солей жесткости, предотвращения появления осадка и так далее».

Алексей Бунеев, ОMRON
«По Распоряжению Правительства России «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции…до 2025 года», специальной Комиссией определены приоритетные меры. Так, в частности, принято решение провести эксперимент по маркировке некоторых видов молочной продукции. Мы в этом проекте участвуем. Общая схема маркировки сегодня выглядит так. Производитель наносит цифровой код на товар, что позволяет фиксировать весь путь товара. В магазине сканируют код и размещают его на полке. После кассы товар вышел из сети. Вся правда о товаре попадает в телефон потребителя через специальное бесплатное приложение. Мы непосредственно участвуем в разработке и внедрении концепции нанесения маркировки на молочку, которая становится обязательным атрибутом любого продукта».
Вера Бокарева, независимый эксперт рынка молочной упаковки
Вопросы делегатов из зала
Анна Луканина, Ассоциация Брендинговых Компаний России
Вера Бокарева, независимый эксперт-обозреватель рынка упаковки
«Тренды дизайна упаковки молочной продукции сегодня очевидны и выражаются в следующих аспектах: здоровое пищеварение, перекус становится полноценной едой. Потребители выбирают в пользу экологичных продуктов. Яркая направленность на благополучие и другие. Наблюдается рост спроса на 39% на еду и напитки, которые имеют на упаковке какой-то посыл или сообщение для потребителя, например, они побуждают, поясняют и удивляют. ТОП-10 трендов в упаковке: яркие цвета, контрасты, фотографические изображения, декоративные элементы, плоский дизайн, максимальная простота, передача контуров без теней и бликов, цветовые акценты, минимализм, заметная типографика».

Анна Луканина, Ассоциация брендинговых компаний России
«Молочная категория - один из самых активно меняющихся сегментов рынка. Почти любое решение становится здесь «категорийным», а следовательно – недолговечным. Поэтому перед большинством молочных марок остро стоит вопрос не только о том, как понравиться потребителю, но и как попасть на полку. Как объяснить байерам, закупщикам и категорийным менеджерам свое отличие от конкурентов? При этом громко, эффектно (и главное – эффективно) заявить о себе в «молочке» очень непросто».

Вечером участники Форума приняли участие во встрече с Владимиром Левченко, известным финансовым аналитиком, биржевым экспертом и ведущим передачи «Рынки» на РБК ТВ. Обсуждали состояние экономики России, мировых финансовых систем, перспектив валютных рынков.
Оганес Байбуртян, VASPURart
Ирина Лысанова, Инжсинтез-Химпром
Вручение памятных подарков в честь 60-летия Экспоцентра
Зал заседания молочного Форума
Вопросы из зала
Ответы на вопросы
Следующий, XV Всероссийский Форум «Инновационные технологии и оборудование в молочной промышленности», пройдет осенью 2020 года в рамках выставки «Агропродмаш-2020».