Конгрессно-Выставочная Компания «ИМПЕРИЯ»
Главные форумы страны на главных выставках России
Офис: +7(495)730-79-06, +7(812)327-49-18
Отдел продаж: +7(495)414-12-32
Итоги IV Всероссийского Форума хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело»
Опубликовано: 8.10.2019
7 октября 2018 г. в Москве завершился IV Всероссийский Форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело». Мероприятие организовано КВК «Империя» при поддержке генерального партнера - ЦВК «Экспоцентр», в рамках крупнейшей 24-й международной выставки «Агропродмаш».

Мероприятие стало частью официальной деловой программы выставки «Агропродмаш-2019». Форум был посвящен самым актуальным и важным вопросам рынка.

В основу программы положен анализ почти 80 проведенных интервью с представителями хлебопекарной и кондитерской индустрий, а также материалы СМИ и отраслевых Союзов и объединений. Программа включила в себя несколько блоков, в каждом из которых были сгруппированы выступления спикеров по наиболее сложным и актуальным отраслевым вопросам индустрии хлебопечения, ингредиентов и реализации готовой продукции. Всего на форуме выступило более 20 спикеров, представителей хлебопекарной индустрии, аналитиков, экспертов, производителей оборудования.
Регистрация делегатов на Форум
Зал Пленарной сессии
Вручение памятных призов участникам Форума в честь 60-летия Экспоцентра
За 25 лет хлебопекарный рынок России совершил огромный рывок в своем развитии. Крупные предприятия модернизированы. Но появились и свежие тренды. Начала оформляться тенденция обособления и сегментирования небольшого хлебопекарного бизнеса. Производство хлебобулочных изделий переходит в руки малых предпринимателей, которые производят их буквально в каждом городском квартале. И, хотя эта тенденция, конечно, едва ли в ближайшее время пошатнет положение крупных производств, обратить внимание на это чисто экономическое явление стоит. Ведь крупным хлебопекам неизбежно придется соперничать за потребителя с мелким бизнесом. И придется еще глубже сегментировать ассортиментную политику своих производств. А главное – продавать все более свежий и «здоровый» хлеб.

На открытии шеф-продюсер КВК «Империя» Владислав Шульгин отметил:
«Мы видим тенденцию обособления мелкого хлебопекарного бизнеса. Горячий хлеб и вкусные кондитерские изделия теперь можно купить в каждом доме. Конечно, стратегические хлебопекарные предприятия не должны игнорировать угрозы с этой стороны. Ведь речь идет о борьбе за потребителя. Кстати, тенденция к микро-бизнесу – это общемировой тренд. И крупным традиционным предприятиям стоит искать ответы на вопросы: как перестроиться под узкие потребности потребителя и где есть неиспользованные ресурс. В то же время на хлебопекарный бизнес влияют и другие факторы – технологии хлебопечения, позиция государства в части субсидирования производителей, возможности экспорта продукции, хлебопекарный брендинг».
Приводим наиболее яркие цитаты спикеров
Марина Костюченко, ФГАНУ НИИ хлебопекарной промышленности
Президиум Форума
Анатолий Косован, ФГАНУ НИИ хлебопекарной промышленности
Марина Костюченко, ФГАНУ НИИ хлебопекарной промышленности:
«Современные направления развития российского рынка хлебобулочных изделий определяются глобальными трендами, которые характерны не только для развитых рынков стран Западной Европы и Америки, но для Китая, Индии. Выражаются они в переходе на здоровое питание, персонификации потребления в зависимости от индивидуальных ценностей, увеличение доли питания вне дома, приобретения франшиз, повышении интереса к традиционным, региональным сортам. Некоторые потребители переходят на самостоятельное изготовление хлебобулочных изделий на основе мучных смесей, рынок которых постоянно растет. Учитывая, что успех на таком динамичном рынке будет определяться тем, насколько производители смогут успешно соответствовать данным вызовам, мы занимаемся исследованиями в области освоения нового ассортимента хлебобулочных изделий, а также формировании информационной платформы взаимодействия всех участников рынка для доведения до потребителей объективной информации о полезных свойствах хлебобулочных изделий, распознавания фейковой информации о хлебе и так далее».

Светлана Проданова, Минпромторг
«В 2017-2018 годах по программе поддержки спроса на российское пищевое оборудование было предоставлено субсидий производителям на 1,4 млдр рублей. Их получили более 50 предприятий. Например, были построены молочные заводы в Невинномысске и Северодвинске, установлены линии по розливу продукции на различных российских предприятиях, субсидировались новые разработки. По стратегии развития пищевого машиностроения до 2030 года планируется финансировать стимулирование внутреннего спроса и новых разработок, поддерживать экспорт и проводить ряд других стимулирующих мероприятий».

Анатолий Косован, ФГАНУ НИИ хлебопекарной промышленности
«Цифровизация хлебопекарной промышленности представляет собой сложный и длительный процесс и будет зависеть от приоритетов и механизмов формирования научно-технической и производственной политики в отрасли. В целом она должна быть ориентирована на повышение эффективности работы предприятий за счет внедрения цифровых, в том числе, сквозных технологий и инновационных бизнес-моделей рыночного взаимодействия. Затем будет выстраиваться интеллектуальная система обработки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в потоке со встроенной функцией распознавания по заданным критериям оценки. Для решения задач потребуется разработка высокоинтеллектуальных технологий и создание на их основе специальных комплексов. В целом цифровизация имеет долгосрочную перспективу и может стать прорывным направлением в научной деятельности не только НИИ хлебопекарной промышленности, но и других научных учреждений и машиностроительных предприятий».
Татьяна Савенкова, СППИ, крупнейшее объединение производителей ингредиентов
Денис Машков, Technologybp
Дмитрий Потапенко, Омбудсмен по защите прав предпринимателей
Татьяна Савенкова, Союз Производителей Пищевых Ингредиентов:
«Нас обложили флажками: много сахара, много пищевых добавок... действительно мы используем более 1300 тысяч тонн сахара и из 364 наименований «Е» применяем более 200. Но! У нас во многом более строгие требования к добавкам, чем за рубежом. В обиходе появилась ещё одна заповедь: «не введи в заблуждение потребителя». С одной стороны, человек хочет, чтобы весь состав был прописан. А с другой, он незаслуженно боится слов «глютен», Е и прочих вещей. То есть мы хотим, чтобы было вкусно и полезно, но боимся этих необходимых добавок. И это - тенденция».

Манана Ткешелашвили, НИИ Продовольственная безопасность РЭУ им. Г.В. Плеханова
«Существующая сегодня мода на здоровый образ жизни оказывает самое сильное влияние на производстве мучных и кондитерских изделий. Прямым следствием изменений в моделях потребительского поведения. Исследования компании Deloitte показывают, что традиционные критерии потребительского выбора на рынке продуктов питания (цена, вкус и качество) неотделимы от новой группы критериев, большинство из которых являются индикаторами роста популярности для жителей всех стран - это здоровье и здоровый образ жизни, безопасность и прозрачность. Здоровый образ жизни сегодня становится не просто трендом, а стилем жизни во всем мире. И если еще несколько лет назад можно было говорить только об отдельных здоровых продуктах или нишах на российском рынке продуктов питания, то сегодня «здоровые тренды» проникли практически во все товарные категории хлебопечения. Интересно также следующее. Анализ научных публикаций и патентный поиск показывают, что отечественные ученые активно следуют моде и проводят исследования в области разработок обогащенных хлеба и хлебобулочных изделий».

Дмитрий Потапенко, Омбудсмен по защите прав предпринимателей
«Когда мы говорим о мерах, так называемой, поддержки государственными органами, то они не должны мешать предпринимательству как классу. Государство – это набор функций. Поэтому сначала нужно изменить картину мира у себя в голове и перестать воспринимать государевых мужей как каких-то хранителей. Государство как бы работает по договору с людьми и бизнесом, которые по этому договору нанимают людей для решения задач. Так должно быть. Но мы придумываем себе барина и потом ждем от него, что он будет решать наши вопросы, а он ничего не решает. Причем мы сами передали ему бразды правления. И он ими просто пользуется. Приоритеты людей у власти совершенно иные, нежели у бизнеса. Они решают исключительно свои задачи. Так что, для того, чтобы требовать от государства поддержки, сначала давайте изменим картину мира у себя в голове».
Иван Федяков, INFOline
Делегаты Форума Хлебное дело
Анастасия Качалова, Gfk Rus
Роман Калинин, Ватель Маркетинг
Иван Федяков, INFOline
«Не очень положительное отношение участников рынка сложилось в отношении внедренной системы «Платон». А по опросу ведущих производителей питания в России, 56% из опрошенных ответили, что к системе относятся отрицательно. Самыми топовыми сетями по итогам этого периода, остаются «Лента», «Магнит» и «Перекресток».

Анастасия Качалова, GfK Rus

«Внутри корзины хлебобулочных и мучных кондитерских изделий наблюдается рост хлебобулочных и замороженных продуктов, тогда как в натуральном выражении все сегменты показывают падение. 53% покупателей снизили потребление хлеба. Происходит снижение покупок хлебобулочных (-1,6%) и мучных кондитерских изделий (-5,6%). Почти все семьи продолжают покупать х/б изделия, но реже ходят в магазин и приобретают меньше пачек за раз. Новые потребительские тренды на рынке следующие. Во-первых, часть потребителей, снижая потребление хлеба, заменяет его на более «здоровые» продукты. Во-вторых, россияне стали регулярно посещать заведения общественного питания и пользоваться сервисом доставки еды, которые набирают обороты. В третьих, рынок FMCG растет и продолжит расти во 2 полугодии 2019 года. Кроме этого, на рынке происходит переход с продукции экономичного сегмента на лидеров рынка и премиальный сегмент. А в качестве рекомендации можно посоветовать хлебопекам активнее прорабатывать предложения уникального продукта и заниматься позиционированием. Это новые инструменты в борьбе за долю рынка. Ищите или создавайте перспективные ниши на рынке при фокусном привлечении покупателей для определенной потребительского потребления, предлагая им «эксклюзивный» продукт».

Роман Калинин, Ватель Маркетинг
«Говоря о запуске высокомаржинальных продуктов, ошибка, которую хлебопеки допускают сплошь и рядом: это когда мы запускаем некий новый интересный продукт под торговой маркой своего хлебозавода, которому уже, например, 50 лет. С таким посылом, что исторически нам все верят, стабильно качество, низкая цена. И что якобы потребитель во все верит. И когда он видит новый продукт под тем же брендом, который в 3 раза дороже, то у него происходит разрыв связей. Он не понимает, с чего вдруг. Поэтому новый продукт нужно выпускать под новой линейкой»
Манана Ткешелашвили, НИИ Продовольственная безопасность РЭУ им. Г.В. Плеханова
Андрей Сущенко, Хлебная мануфактура
Хлебопекарный баттл
Денис Машков, Technologybp
«Чтобы начать свой хлебопекарный бизнес, сначала необходимо сформировать концепцию.
Определите формат своего бизнеса. Выявите целевую аудиторию. Определитесь с каналами продаж, групп и количества ассортиментных позиций. Затем составьте технологические карты бизнеса, проработайте калькуляционные карты. Определитесь с технологиями будущего производства. Четко просчитайте ценообразование. И, наконец, рассчитайте объем инвестиций. В среднем, общий объем инвестиций в микро-хлебопекарный проект начинается от 1,8 млн рублей до 3 млн рублей».

Андрей Сущенко, Хлебная Мануфактура (Смоленск)
«Покупательская способность падает. Поколение миллениалов изменит экономику и спрос, так как их рабочие места заняты, им нет места. У них отношение к ЗОЖ – это чистый выбор этих людей. У них нет сверхпотребления. Поэтому именно они изменят экономику и потребительское поведение. К примеру, они будут покупать более дорогой ремесленный хлеб ради удовольствия, но просто реже».
Сергей Гладилов, Тертый Калач
Дарья Подрез, Mega Research
Призы в честь 60-летия Экспоцентра
Сергей Гладилов, Тертый Калач
«Восстановленное импортное хлебопекарное оборудование – это достаточно простое решение для модернизации хлебопекарного производства в сложных экономических условиях. Из плюсов можно назвать относительно невысокую цену на него и, как следствие, быструю окупаемость, умеренную, доступную стоимость, приемлемый срок окупаемости, гарантийные обязательства, техническое сопровождение».

Дарья Подрез, Mega Research
«Доля импортных хлебопекарных начинок на рынке в настоящее время составляет 6%. На долю чисто российских компаний приходится 21% производителей. Причем 72% из общего объема начинок – нежировые, что, безусловно, отражает тенденции в поведении покупателей, которые стремятся к здоровому образу жизни. Кроме этого, к тенденциям на рынке можно отнести следующие: в целом увеличение спроса на кондитерские изделия. Производители сдерживают цены на продукцию. Растут требования к качеству продукции. Идет процесс расширения ассортимента».
Хлебопекарный баттл
Вручение памятных призов в честь Экспоцентра
Выступление в третьей сессии
Технологическая сессия
Вопросы от делегатов Форума Хлебное дело
Делегаты Форума Хлебное дело
Следующий, V Всероссийский Форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело», пройдет осенью 2020 года в рамках выставки «Агропродмаш-2020».